Портал туров в Великобританию и Ирландию
01001, Киев, переулок Тараса Шевченка, 13/21В, офис 102
М. Майдан Независимости
044 279-1019
044 459-7079, 044 232-1570
ks+38 067 407-4818
mts+38 066 956-6941
life+38 093 009-2766
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Религия в Ирландии

Острейший социально-политический кризис в Северной  Ирландии  до  сих пор продолжает приковывать внимание мировой общественности.  В  чем  же  его причины? Ответ кроется в  многовековой  истории  борьбы  ирландского  народа против англичан, в коварной политике лондонских правящих кругов по  принципу «разделяй и властвуй»,  в  расколе  страны  в  1921  г.,  в   сложившейся  в результате этого  запутанной  внутриполитической  и  социально-экономической обстановке в провинции, являющейся ныне средоточием  жгучих  противоречий  – экономических,   политических,    классовых,    социальных,    национальных, культурных, религиозных. 
 
Особенностью истории  Ирландии  является  весьма  тесное  переплетение религиозных  противоречий  с   политическими   и   этническими   процессами. Национальное  развитие  страны  несет  на   себе   отпечаток   колониального прошлого, когда политика английских властей приобрела  религиозную  окраску, а церковь стала играть активную роль в системе управления.
 
Можно выделить несколько периодов, характеризующих роль  религиозного фактора в политической и общественной жизни Ирландии.

На стадии разложения первобытнообщинного строя ирландцы, как и другие народы, обожествляли  силы  природы,  звезды,  леса,  долины,  реки,  ручьи. Почитался также сонм полубогов, так называемых  сидов,  напоминавших  добрых фей. По представлениям древних ирландцев, сиды активно вмешивались  в  жизнь людей,  участвовали  в  сражениях,  вступали  в  любовные  связи  с  людьми, различными способами помогали им. Верили  ирландцы  и  во  множество  духов, воплощавшихся в различные существа, в зароки, запреты и  заклинания,  сны  и разные приметы. Важную роль в общественной жизни языческой  Ирландии  играли жрецы – маги и прорицатели, которые, как  и  у  кельтов  Галлии,  назывались друидами.  Они  были  хранителями  и  толкователями  религиозных  и  родовых обычаев и учителями юношества.

В  процессе  разложения  первобытнообщинного  строя  и   складывания феодальных отношений все большую популярность среди знати стало  приобретать христианство.  Немаловажное  значение  в  распространении  христианства   на острове  имела  миссионерская  деятельность  Патрика  (373   –   463   гг.), объявленного впоследствии католической церковью святым. В 432 – 1152  гг.  в стране  существовала  независимая   «кельтская   церковь»,   которая   имела своеобразные  черты, отличающие ее от традиционных для католицизма  порядков и обычаев. Ее организация была приспособлена к клановому строю,  и  духовные должности стали  монополией  определенных  семей.  Епархия  епископа  обычно совпадала с территорией клана, а сам он избирался из людей угодных  вождю  и связанных родовыми узами с членами кланов. Целибат  (безбрачие  духовенства) не соблюдался, приходские священники жили  в  кланах  и  больше  подчинялись местным обычаем, чем порядкам католической иерархии. Епископы не  обращались в Рим для утверждения в должности, причитающиеся папе  платежи  за  духовные бенефиции  собирались  нерегулярно.  Вожди   часто   присваивали   церковное имущество  и  доходы,  а  также  облагали  духовенство  обычными  для  мирян поборами. Монастырские общины в Ирландии  сами  избирали  себе  аббатов,  не соблюдая устав  Бенедикта  Нурсийского,  регулировавший  жизнь  католических монастырей в средневековой  Европе.  В  1152-1531  гг.  «кельтскую  церковь» заменил  католицизм  феодального  типа,  выступавший  союзником   английской экспансии. В  конце  11-го  века  в  Западной  Европе  значительно  возросло  влияние  папства.  Ирландская  церковь   стала   одним   из   объектов   его теократической политики, проводимой под знаком «очищения и единства».  Синод в Келлсе в 1152 г. признал главенство папы над ирландской  церковью,  осудил браки среди духовенства  и  конкубинат  (внебрачное  сожительство),  объявил десятину обязательным для всех церковным побором,  подтвердил  независимость католического духовенства от поборов и юрисдикции светских властей и  создал четыре архиепископства –Арма, Дублин, Кашел и Туам, оставив  старшинство  за архиепископством  Арма.  Однако,  несмотря  на   это,   низшее   духовенство придерживалось старых церковных порядков. 
 
Через три года после синода в Келлсе в Рим  прибыл  посол  английского короля  Генриха II Плантагенета с просьбой разрешить  завоевать  Ирландию  и  завершить подчинение ирландской церкви. 

Первое  вторжение  английских  колонизаторов  на  территорию  Ирландии произошло в 1169  году.  Особенно  активизировалось  завоевание  после  1485 года. Когда Генрих VIII, порвав с Римом в 1534 г. стал  главой  англиканской  церкви, и в Англии установилась государственная вера – протестантизм  захват Ирландии  начал  сопровождаться  насильственным  насаждением  протестантской веры,  а  также  массовой  конфискацией  земель  у   ирландцев-католиков   и
заселением их протестантами.
 
В  XVIII  веке  в  руках  католического  населения  Северной  Ирландии осталась только одна седьмая часть земли. 

В соответствии с принятыми законодательными актами, католики  лишались права голоса и возможности  быть  избранными  в  парламент  и  муниципальные  органы, получить профессию, занимать должности в армии, флоте,  продвигаться по службе, носить оружие. Они не могли открывать школу или  учиться  в  ней, им было запрещено даже исполнять  народные  песни  и  танцы.  Католики  были лишены возможности издания и продажи книг,  газет,  облагались  специальными налогами.

Таким образом, с самого начала захвата Ирландии  в  основу  проводимой английскими  колонизаторами  политики  был  положен  принцип   «разделяй   и властвуй» по религиозному, национальному и  классовому  признакам.  Принятые законы, направленные против католического населения Ирландии, лишали его  не только политических, но и элементарных человеческих  прав,  усиливая  раскол на  религиозной  почве.  Привилегии   получал   лишь   тот,   кто   принимал протестантское  вероисповедание.  Несмотря  на  это,  ирландские   крестьяне остались приверженцами католической церкви, католиками были и многие  англо- ирландские  лорды,  ирландские  вожди.  Так  в  Ирландии  после   реформации появились две церкви: одна – чужеземная, официальная, другая -  преследуемая английскими властями, но признаваемая большинством жителей острова.
 
Период 1782-1916  гг.  характеризовался  приспособлением  католической церкви,  осуществлявшей  контроль  в  сфере  духовной   жизни    большинства населения,   к   колониальным    порядкам.    Протестантизм,    удерживавший значительные политические позиции, продолжал играть роль  опоры  британского господства.

В 1916-1972 гг. католицизм на юге и протестантизм на севере  благодаря усилиям буржуазно-националистических  кругов  получили  статус  официальных, привилегированных религий, закрепляя  тем  самым  искусственное  расчленение Ирландии. Наметившееся в 60 –начале 70-х годов  XX  в.  признаки  ослабления религиозных барьеров не  получили  своего  развития  в  условиях  обострения кризиса в Северной Ирландии.

В  1966  году  представители   ирландских   профсоюзов   совместно   с  лейбористами Северной Ирландии во время встречи с  министрами  юнионистского правительства  предложили  совместный  меморандум  «Права  граждан  Северной Ирландии», к котором  были  разработаны  основные  требования,  связанные  с проведением избирательной реформы, включением  представителей  католического меньшинства в назначаемые правительством органы,  устранением  дискриминации на религиозной или политической основе в вопросах занятости,  жилища  и  др.

Встреча  с  представителями  правительственного   кабинета   показала,   что юнионистское правительство не намерено считаться с растущим  движением  масс в  стране,  с  требованиями,  выдвинутыми   авторитетными   и   влиятельными организациями.  В  1969  году  правительством  было   принято   решение   об  спользовании войск против демонстрантов в Северной Ирландии, где в  течение  рех дней продолжались сватки борцов за гражданские права  с  полицией.  Это
решение знаменовало собой     новый этап в развитии политического кризиса  в Северной Ирландии. В 1971 году в стране был введен закон об  интернировании,  в соответствии с которым органы власти могут не только  осуществлять  аресты без суда и следствия, но и заключать арестованных в  тюрьмы  или  ссылать  в концлагеря без  конкретных  обвинений.  В  результате  значительно  возросло число арестованных. От террора и насилия в первую очередь пострадал  рабочий класс. 90% убитых в  Северной  Ирландии  являлись  представителями  рабочего класса. Основная масса задержанных также рабочие.

Общественная жизнь Северной Ирландии до сих пор  продолжает  сохранять конфессиональную оболочку. Способствующая  этому  политика  администрации  и протестантских юнионистских партий подвергается резкой  критике  со  стороны прогрессивных организаций и  свободомыслящих  общественных  деятелей.  Успех борьбы за гражданские права, за  социальный  прогресс  для  всего  населения  Северной Ирландии в значительной  степени  зависит  от  того,  как  скоро  и насколько   эффективно   они   сумеют   разрушить   искусственно   созданный религиозный барьер.